Модуль 2.
Занятие №1. Программа учета личного времени. Начало создания.
Актуализация знаний: Общие сведения о системе "1С:Предприятие 8". Создание информационной базы
Теория: Базовые типы.
Практика. создание необходимых справочников; создание документов "Мероприятие", регистрирующих события в жизни школьников.
Цели занятия:
- актуализировать знания, полученные на предыдущем курсе: назначение
программ, созданных средствами "1С:Предприятие 8", понятие информационной базы
(базы данных), назначение объекта "Справочник";
- познакомить с примитивными типами, правилами записи их в алгоритмах;
- познакомить с новыми объектами платформы (документом, задачей) и
научить грамотно их использовать.
План занятия:
1. создание информационной базы "Мой планировщик";
2. подключение внешней обработки "Базовые типы" для знакомства с типами
значений;
3. знакомство с типами данных: строка, число, дата, булево, неопределено, NULL;
4. введение в тайм-менеджмент. Понятие "учет" личного времени;
5. создание справочников "Типы мероприятий" и "Виды мероприятий". Понятие
"владелец";
6. понятие "событие". Объект "документ" как регистратор события. Создание
документа "Мероприятие";
7. объект "Задача" как генератор документа. Создание задачи "Страничка
дневника".
Занятие №2. Проведение документов "Мероприятие" – завершение учебного дня.
Теория: Выражения и операторы встроенного языка "1С:Предприятие 8".
Неявное преобразование типов значений.
Практика. Работа над созданием прикладного решения "Мой планировщик".
Проведение документов "Мероприятие". Создание механизма проведения документов
"Мероприятие".
Цели занятия:
- познакомить учащихся с различными операторами встроенного языка;
- научить строить выражения на встроенном языке системы
"1С:Предприятие 8";
- познакомить с понятием "проведение документа", выяснить его смысл;
- научить детей проводить документ интерактивно;
- создать механизм, позволяющий программно проводить целый ряд
документов.
План занятия:
1. подключение внешней обработки "Выражения и операторы" встроенного языка;
2. знакомство с арифметическими операторами;
3. знакомство с логическими операторами;
4. знакомство с операцией конкатенации;
5. знакомство с неявным преобразованием значений;
6. понятие "проведение документа", интерактивное проведение документа;
7. создание обработки "Завершение дня" – механизма, позволяющего проводить
сразу несколько документов.
Занятие №3. Определение количества затраченного времени
Теория: Встроенные функции языка системы "1С:Предприятие". Явное преобразование типов значений.
Практика. Анализ затраченного времени. Отчеты. Построение отчета "Моя занятость".
Цели занятия:
- познакомить со встроенными функциями системы "1С:Предприятие 8",
позволяющими выполнять различные действия над строковыми, числовыми
выражениями, выражениями типа "дата";
- познакомить учащихся с новым объектом – регистром накопления, выяснить
его предназначение;
- выяснить, как заполняется данными регистр накопления;
- актуализировать знания учащихся об объекте "Отчет", его назначении,
построении с помощью конструктора схемы компоновки данных;
- познакомить учащихся с новыми настройками отчета;
- построить отчет "Анализ затраченного времени".
План занятия:
1. знакомство со встроенными функциями работы со значениями типа: "строка",
"число", "дата";
2. знакомство с функциями преобразования значений (явное преобразование).
3. актуализация знаний: что такое отчет, зачем он нужен, какой объект может
использоваться для построения отчетов;
4. где брать данные для отчета: каком виде их лучше сохранить в информационной
базе;
5. знакомство с объектом "Регистр накопления", создание регистра накопления
"Занятость";
6. Определение правил заполнения регистра накопления данными;
7. Построение отчета "Моя занятость" на основе данных регистра накопления
"Занятость".
Занятие №4. Создание расписания уроков
Теория: Базовые универсальные коллекции значений (массив, структура,
соответствие).
Практика. Создание отчета "Диалог расписания". Цели занятия:
- выяснить, как можно представить в памяти компьютера набор значений;
- познакомить учащихся с универсальными коллекциями значений: массивом структурой, соответствием;
- познакомить учащихся с еще одним способом построения отчета – при помощи общей формы и общего модуля;
- построить отчет "Расписание уроков" при помощи указанных выше объектов.
План занятия:
1. представление в оперативной памяти компьютера набора значений -
универсальные коллекции значений: массив, структура, соответствие;
2. создание внешнего вида диалога расписания;
3. создание общего модуля "Расписание" и описание вывода расписания в диалог;
4. создание макета расписания.
Занятие №5. Программирование отчетов "Анализ трудового дня" и "Расписание"
Теория: Сложные универсальные коллекции значений (список значений,
таблица значений, дерево значений).
Практика. Программирование отчетов "Моя занятость" и "Расписание".
Цели занятия:
- познакомить со сложными коллекциями значений, выяснить их структуру и
назначение;
- выяснить, как применять функции, записанные в общем модуле к отчету,
созданному средствами компоновки данных.
План занятия:
1. представление в оперативной памяти компьютера набора значений:
универсальные коллекции значений: список значений, таблица значений, дерево
значений.
2. программирование отчета "Моя занятость", использование функции,
сохраненной в общем модуле;
3. программирование отчета "Диалог расписания": открытие двойным щелчком
мыши документа, зарегистрировавшего урок.
Занятие №6. Планирование личного времени
Теория: Синтаксические конструкции встроенного языка: условия, циклы,
переходы.
Практика. Планирование личного времени: создание диаграммы Ганта.
Цели занятия:
- актуализовать и обобщить знания о синтаксических конструкциях
встроенного языка системы "1С:Предприятие": линейных алгоритмах, алгоритмах с
условием, циклах, переходах;
- познакомить с новым видом диаграмм – ленточными диаграммами (диаграммами Ганта), выяснить их предназначение;
- построить отчет "Запланированные мероприятия" в виде диаграммы Ганта.
План занятия:
1. основные конструкции встроенного языка: линейные алгоритмы, алгоритмы с
условиями, алгоритмы с повторениями – циклы; безусловные переходы;
2. назначение диаграмм, виды диаграмм;
3. знакомство с ленточными диаграммами (диаграммами Ганта) - их основное
назначение сейчас;
4. создание отчета "Планирование личного времени".
Занятие №7. Планирование личного времени (окончание)
Теория: Синтаксические конструкции встроенного языка: процедуры и
функции.
Практика. Работа с диаграммой Ганта: интервалы, связи, их построение.
Цели занятия:
- актуализировать и обобщить знания о подпрограммах – процедурах и
функциях. Выяснить в чем отличие двух видов подпрограмм;
- научить пользовать встроенными шаблонами текста модулей,
облегчающими написание текста алгоритмических конструкций;
- познакомить с элементами диаграммы Ганта – связями и интервалами,
выяснить их предназначение;
- модернизировать отчет "Запланированные мероприятия" - создать связи
между интервалами диаграммы Ганта в пределах дня;
- познакомить с интерактивной настройкой диаграммы Ганта.
План занятия:
1. подпрограммы: процедуры и функции;
2. настройка шаблонов текста модулей;
3. понятие интервала и связи диаграммы Ганта, создание последовательности
запланированных мероприятий с использованием этих объектов.
Занятие №8. Напоминания (начало)
Теория: Сохранение инструкций в информационной базе. Модули. Виды
модулей. Структура модуля.
Практика. Разработка механизма напоминаний: регистрация напоминаний,
вывод напоминаний пользователю.
Цели занятия:
- актуализировать и обобщить знания о том, как сохранить алгоритмы в
информационной базе.
- познакомить учащихся со структурой модуля;
- выяснить, какие существуют типы модулей, их назначение;
- используя объект "Документ" создать механизм напоминаний пользователю
о предстоящих мероприятиях.
План занятия:
1. сохранение инструкций в информационной базе, модули;
2. структура модуля;
3. типы модулей, назначение каждого из них;
4. регистрация напоминания о предстоящем мероприятии;
5. определение алгоритма создания напоминаний;
6. определение алгоритма вывода напоминания;
7. отключение напоминаний.
Занятие №9. Напоминания (окончание)
Теория: Основные методы для организации интерактивной работы: методы
ввода сообщений пользователю.
Практика. Оптимизация механизма напоминаний.
Цели занятия:
- познакомить с методами организации вывода сообщений пользователю:
метод "Сообщить()", метод "Предупреждение()", объект "Сообщение пользователю";
- оптимизировать механизм напоминаний при помощи объекта "Сообщение
пользователю".
План занятия:
1. методы "Сообщить()" и "Предупреждение()", их назначение и синтаксис;
2. объект "СообщениеПользователю", его назначение;
3. организация возможности открытия документа "Мероприятие" из окна с
напоминаниями;
4. организация вывода напоминаний с новым функционалом.
Занятие №10. Мини-чат (начало)
Теория: Объект "Запрос". Создание запроса. Текст запроса: структура и синтаксис.
Практика. Превращение информационной базы в многопользовательскую.
Разработка мини-чата – создание интерфейса чата.
Цели занятия:
- актуализировать знания о табличной модели работы с данными: источниках
данных, о запросе – методе получения данных из таблиц;
- познакомить с языком запросов – средством написания запроса к
информационной базе;
- выяснить, какова структура запроса;
- познакомить с синтаксисом языка запросов;
- актуализировать понятия о пользователях информационной базы, о ролях
пользователя;
- разработать интерфейс мини-чата – сервис общения пользователей
информационной базы.
План занятия:
1. актуализация знаний: табличная модель работы с данными, источники данных,
запрос, как метод получения данных из таблиц;
2. структура и синтаксис языка запросов: секция "ВЫБРАТЬ", секции "ИЗ" и
"КАК", секция "ГДЕ", секция "УПОРЯДОЧИТЬ ПО", секция
"СГРУППИРОВАТЬ ПО", секция "ИТОГИ";
3. запросы с параметром;
4. результат запроса, метод получения результата, методы работы с результатом
запроса;
5. актуализация знаний: пользователи и роли – превращение информационной
базы в многопользовательскую;
6. определение объекта для хранения диалогов пользователей;
7. разработка интерфейса чата;
8. открытие окна диалога из формы чата.
Занятие №11. Мини-чат (начало)
Теория: Конструкторы запроса: конструктор запроса и конструктор запроса с
обработкой результата.
Практика. Разработка мини-чата – создание формы диалога.
Цели занятия:
- обобщить знания о построении запросов с помощью конструкторов;
- разработать форму диалога пользователей чата.
План занятия:
1. рассмотрение конструктора запроса – анализ всех его закладок и их
соответствие секциям текста запроса;
2. настройка отображения списка сообщений на форме диалога (в режиме
"1С:Предприятие");
3. настройка отображения списка сообщений на форме диалога (в режиме
Конфигуратор);
4. установка значений отбора в списке сообщений.
Занятие №12.
Практика. Совершенствование мини-чата. Элементы ЮЗАБИЛИТИ.
Цели занятия:
- Усовершенствовать функционал чата: разработать форму сообщения,
настроить автоматическое заполнение полей "Автор" и "Получатель" при просмотре
или создании сообщения, улучшить форму диалога для восприятия и др.
План занятия:
1. разработка формы записи (сообщения);
2. настройка автоматического заполнения полей "Автор" и "Получатель" при
просмотре или создании сообщения;
3. улучшение формы диалога для восприятия;
4. установка признака "сообщение прочитано";
5. группировка сообщений: "прочитанные" и "непрочитанные";
6. создание списка контактов на форме чата.